НАШ ДОМ - НАША КРЕПОСТЬ!                                                                                    Информационно – аналитический портал независимых родителей! 

Понедельник, 20.11.2017, 22:13

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Семья и государство | Регистрация | Вход

 
Главная » Статьи » Законотворчество и законопроекты » Федеральные законы

Должны ли русские дети учиться по-татарски. Часть 2

Директор лучшей казанской школы Павел Шмаков вместе с учительницами татарского языка. Шмаков отказался их увольнять посреди учебного года.

Обозреватель «Комсомолки» Владимир Ворсобин отправился в Казань, чтобы увидеть своими глазами, можно ли в школах национальных республик отказаться от обязательных уроков местного языка [видео]

Часть 1.

ЧУДАК ДИРЕКТОР НЕ ПО БЛАТУ

То, что школа «СОлНЦе» (Специализированный Олимпиадный научный центр) лучшая в столице республики и сюда рвутся записать своих чад многие родители, но по конкурсу проходят единицы, - факт для Казани привычный.

Но место да, странное.

Ты пятишься к выходу в уверенности, что ошибся дверью. Уворачиваешься от шарика пинг-понга, потом соображаешь, что детей в этой гигантской, похожей на коммунальную квартиру школе не по-школьному много.

И трудно понять - это коридор или уже класс? Это класс или все-таки спортзал? И почему дети не похожи на нормальных учеников? Расслабленные какие-то, веселые…

Директор «СОлНЦа» Павел Шмаков человек, разумеется, тоже странный - его обычно увольняют взрослые, а на работу берут… дети.

«СОлНЦе» - не первый его проект, были и другие, но они заканчивались одинаково - чиновники обнаруживали, что ребенка к Шмакову по блату устроить нельзя. Что, конечно, звучит кощунственно.

Директор казанской школы «Солнце» Павел Шмаков. 

- Я даже завел себе блокнот, из-за которого мне однажды квартиру вскрыли, - подмигивает инопланетный директор, смешно поджав ноги на своем диване. - Туда я записывал фамилии чиновников, пытавшихся просунуть детей вне конкурса. (Листает.) Прокурор, МЧС, налоговая… Они сердились, обещали даже посадить по жалобе родителя, дескать, я взяточник. Но ни одного из родителей на это подбить не смогли. И слава богу (смеется).

Шмакову в итоге все равно пришлось уехать в Финляндию, где он за 3 года успел овладеть финским, устроиться в местную школу и стать… лучшим учителем года. За него проголосовали финские дети.

Впечатленный триумфом земляка мэр Казани зовет «чудаковатого гения» обратно в Россию. Шмаков возвращается в лицей имени Лобачевского и снова берется за свое - никакого блата. Обиженные чиновники его, конечно, снова свергают. И, видимо, уразумев, что это какое-то редкое для России душевное заболевание, они наконец оставляют Шмакова в покое, отдав ему под школу заброшенное здание, где и появилось «СОлНЦе» - лучшая школа Татарстана2016 года.

- У меня полно двоечников. Я могу поставить тройку - идите, ради бога, в другие школы. Но они не уходят. И знаете почему? - говорит Шмаков о главной своей идее. - Двоечники у нас не изгои. У нас двойка - не стыдно. Потому что каждый из наших учеников в своем любимом предмете не просто отличник. Он - Мастер! Ребенок выбирает предмет сам и получает по нему углубленные знания.

Главное - детская любовь к предмету, увлеченность, - продолжает директор. - Решили мы бороться с матом, например. А как? И тут нашей ученице пришла идея - написать о мате научную работу. Она стояла на переменах в соседней школе, подсчитывая, сколько произнесено бранных слов. И сопоставила с данными, собранными в «СОлНЦе». Созвали школьную научную конференцию - такой ажиотаж был (смеется). Разумеется, мат не звучал, ребятам было искренне интересно разобраться, в чем его причина. И после конференции в нашей школе не ругаются даже старшеклассники. Но сейчас у нас следующая проблема - списывание...

Памятник Шаляпину в Казани. Фото: Владимир ВОРСОБИН

Памятник Шаляпину в Казани.Фото: ВЛАДИМИР ВОРСОБИН

«ТЫ, МОЖЕТ, ВЛЮБИШЬСЯ В ТАТАРОЧКУ»

И вот сюда, в потусторонний для российского образования мир, пришли прокуроры.

И Шмаков поступил с ними как обычно.

На министерском совещании, где прокуроры обучали директоров, как правильно уволить лишних учителей татарского, Шмаков поднял скандал.

«Я отказываюсь выбрасывать посреди учебного года на улицу учителей татарского языка, я не собираюсь менять школьный план! - кричал он прокурорам (диктофонная запись совещания - в распоряжении «КП»). - Что со мной будет? Меня снова уволят?»

Вообще-то директор «СОлНЦа» тоже считает, что татарского языка в школах неоправданно много. Что методики для детей скучные.

И что в Татарстане унижали русских.

- Унижали? - вздрагиваю.

- Да, унижали! - нервно зашагал по учительской директор. - Но не тем, что заставляли учить татарский. А тем, что в какой-нибудь Пензе было 5 часов русского языка, а в Казани - 3!

Вид на казанский Кремль. Фото: Владимир ВОРСОБИН

Вид на казанский Кремль.Фото: ВЛАДИМИР ВОРСОБИН

- Но тогда зачем вы подали в суд на прокуратуру? - не понял я. - Зачем сопротивляетесь? Разве русские родители не пишут вам письма с требованием отказаться от татарского?

- Пишут, - поморщился Шмаков.

Это была настоящая школьная драма. Одна из родительниц написала официальное письмо по образцу, которыми сейчас переполнен местный интернет. Начался сбор подписей против татарского обязательного…

И нервы у учителей не выдержали. Преподаватели татарского подали заявление об уходе, в котором написали: «Мы не хотим негативного отношения со стороны родителей наших учеников».

- Чтобы не было из-за нас ссор, - говорит мне одна из них. - Я же понимаю, чем это может кончиться. Мы все помним Казань 90-х, когда по улицам бегали сумасшедшие националисты…

Но директор сказал: стоп! Все остаются на местах - и учителя, и часы по татарскому. Дескать, дай волю родителям, они от многого откажутся - от физкультуры, геометрии, ОБЖ, биологии, химии…

И родители присмирели.

- Они хотят, чтобы я остался в школе, и терпят мои взгляды, - объяснил Шмаков. - Вы поймите… Поймите… (Он лихорадочно искал слова.) Требования Москвыправильные, но она унизительно их предъявляет. Не хочется, чтобы это прошло грязно. Не хочется варварских методов. Зачем все это в середине учебного года?! Поэтому я подал в суд на прокуратуру, чтобы законно отложить эти реформы до лета.

- Но какая, черт возьми, разница?! - как и Москва, не выдержал я. - Почему вы, русский и единственный из директоров русских школ, открыто призываете сохранить татарский язык пусть в минимальном объеме, но как обязательный. Зачем?!

- Потому что отменить его - это проявить к татарам неуважение, - сказал Шмаков. - Это разделить классы на татарский и русский, как в советское время, когда мы смеялись над татарами: «Они учат, а мы нет». Когда я с детьми иду в поход и мы заходим в татарскую деревню, я говорю им: обязательно скажите местным «семес» (здравствуйте), и вы увидите, как много это для них значит. Вы показали, что вы на их земле. И вы их уважаете!

- То есть русским надо учить национальные языки из уважения? - покачал я головой, не в силах постичь эту логику. - Или это уже не российская территория?

Спасенная Шмаковым учительница татарского засмеялась.

- Все хотят пользы от языка… - кивнула она. - Вот я и говорю детям: вы все учите английский, хотя неизвестно, кто из вас и когда увидит англичанина. А татарин - вот он. Он твой сосед! Ты будешь с ним вместе работать, бизнес делать, ты, может, влюбишься в татарочку…

Есть в столице Татарстана храм-памятник воинам Ивана Грозного, павшим при взятии Казани в 1552 году. Татарские националисты в 90-е хотели храм снести. Но местные власти, чтобы никого не провоцировать, не согласились ни на снос, ни на открытие храма. Фото: Владимир ВОРСОБИН

Есть в столице Татарстана храм-памятник воинам Ивана Грозного, павшим при взятии Казани в 1552 году. Татарские националисты в 90-е хотели храм снести. Но местные власти, чтобы никого не провоцировать, не согласились ни на снос, ни на открытие храма.Фото: ВЛАДИМИР ВОРСОБИН

РЕВОЛЮЦИЮ ПРЕДАЛИ?

Казань отступала по-военному, стараясь держать фронт и не разбежаться в панике.

В Москве побывали уже всевозможные татарские делегации с попытками договориться.

Главу Татарстана вынуждают идти ва-банк. Местная элита, решившая дать отпор Москве, уже открыто поставила ультиматум. В письме с подписью трех сотен представителей творческой интеллигенции республики говорится прямо: если местная власть отдаст язык, то в следующий раз, когда Москва придет, например, за «Татнефтью», Минниханова в Казани не поддержат.

Поэтому Казанский кремль упирается тонко, но изо всех сил.

На днях министерство образования Татарстана разослало в школы рекомендации об уменьшении обязательного татарского до 2 часов. Плюс два часа «родного» (по желанию). Русский язык теперь будет преподаваться в том же количестве, что и по всей стране. Это решили за счет дополнительных уроков («школьного компонента») по другим предметам, например по алгебре.

Но Москва не принимает уступок. Прокуратура заявила о незаконности «рекомендаций» татарстанского минобра и настаивает на добровольном, факультативном выборе учащихся.

Среди местных националистов само слово «добровольность» вызывает шок.

- Ведь что такое факультатив, - объясняет суть великой обиды председатель всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин. - Это уроки в самое неудобное время. Когда твои друзья играют в футбол, а ты в субботу учишь татарский. Одноклассники будут смеяться - вон лох в школу пошел. И получается, что твой язык второсортный и ты, носитель языка, тоже.

- Но мы-то, русские, чем виноваты? Давайте учить добровольно…

- Добровольно?! - взорвался Табрис. - Вы татарскую Конституцию приняли? Приняли. Добровольно? Добровольно. Принцип добровольности сохранен!

Сейчас в местных школах царит феерический постреволюционный бардак. Пока выбравшие свой язык татарские ученики сидят на уроках, русские «отказники» изучают экзотические предметы - вроде риторики, которые преподают… правильно, несчастные учителя татарского.

В итоге никто не доволен. Русские родители подозревают, что «языковую» революцию предали и не доведут. А татары… (См. ниже письмо ученика директору.)

Памятник Коту Казанскому. Фото: Владимир ВОРСОБИН

Памятник Коту Казанскому.Фото: ВЛАДИМИР ВОРСОБИН

«РУССКИХ УЧИТЕЛЕЙ ВЫГОНЯЛИ СЕМЕЧКАМИ ТОРГОВАТЬ»

- Несчастные учителя? - Лидер общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов с усмешкой наблюдал мою педагогическую (в прошлом я служил учителем в сельской школе. - В. В.) рефлексию. - Столько лет нас, русских, здесь нагибали… Вы спросите у местных чиновников - куда они слили учителей русского языка в 90-х? Их выгнали семечками на улицах торговать!

По словам русского националиста, «весь татарский суверенитет затеян ради захвата теплых мест для кучки своих людей».

- Уверен, если татарские власти себя поведут неправильно - их отправят в отставку, - заводится Щеглов. - А потом уберут и статусы у национальных республик...

Замечаю, что за три месяца моего отсутствия в Казани мечты Михаила стали смелее, революционнее.

Лидер местного русского движения считает, что татарскому народу, как и всем российским этносам, нужны не республики-государства, а культурные автономии. Что на культуру малых народов Москва не должна жалеть денег, но спасать свой язык народы должны сами.

Учительница татарского языка школы «Солнце».

- И скоро Татарстан успокоится? - спрашиваю.

- Не успокоятся они, - мрачнеет Михаил. - Я заметил, в последнее время здесь начали собираться чувашские, марийские, тюркские националисты… Москве придется здесь много работать.

- Снова брать Казань?

- Так нам не впервой! - подмигнул мне по-особенному, как русский русскому, Щеглов.

ПИСЬМО ТАТАРСКОГО УЧЕНИКА ДИРЕКТОРУ «СОлНЦа»

«Павел Анатольевич, хочу сказать насчет ссоры татар и русских. Я сам чистый татарин, мои корни уходят глубоко во времена Елизаветы Петровны. Так вот, дело в том, что в нынешних реалиях остановить вражду между татарами, которая существует много-много лет, увы, не представляется возможным. Постараюсь объяснить почему.

С самого раннего детства я слышал от бабушки и мамы легенды о кровопролитном захвате Иваном Грозным Казанского ханства. Мне говорили о том, что в тот день крови было пролито столько, что река Казанка была алого цвета. Мне рассказывали, как тысячам татар отрубали головы за то, что они не меняли свою религию на христианство. О царице Сююмбике, которая умерла ради своего народа и своей религии. Перечислять можно бесконечно. И сколько бы я ни доказывал своим родителям, приводя исторические аргументы, что было все не так, они продолжают верить в то, что переходит из уст в уста столетиями…»

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Перегибы и страх

Самое трудное - не вставать ни на чью сторону и попытаться найти маленький, исчезающий в страстях островок здравого смысла в этой (уверен) политической истории. Ведь обе стороны прекрасно понимают - на горизонте грозно маячит то, что великий Черномырдин называл «Хотели как лучше, а получилось…».

Давайте скажем прямо, что получилось: серьезная угроза межнационального разлома там, где четверть века был покой. И самое досадное - конкретного злодея, организовавшего «языковой конфликт», нет.

Требования Москвы запоздалые (20 лет прокуратура не видела нарушений и вдруг прозрела), но вполне логичные. Перегиб с обязательным преподаванием татарского очевиден, и жалобы родителей на недостаточное преподавание русского абсолютно справедливы.

Сопротивление Казани тоже естественно. Страх через пару-тройку поколений потерять язык, а впоследствии и нацию превращает любого татарского националиста в параноика. Тем более слова «татарская земля» (как, впрочем, и марийская, и мордовская) для значительной части населения нацреспублик имеют прямое безусловное значение. И с этим надо быть очень осторожным…

И тут любой бог велел искать компромисс. Причем искать с осторожностью сапера - тонкими инструментами. Без дубины прокуратуры. И главное - чутко вслушиваясь в психологию обеих сторон. Пытаться поставить себя на их место.

Трансформер на страже столицы Татарстана. Фото: Владимир ВОРСОБИН

Трансформер на страже столицы Татарстана.Фото: ВЛАДИМИР ВОРСОБИН

То, что сейчас чувствуют многие татары, мне описал один из местных политиков.

Он воспользовался жуткой аллегорией.

- Татар в России несколько процентов, - сказал он. - Русских в масштабе всего мира примерно столько же. Представьте далекое будущее - глобализация, стирание из-за ненужности границ. Везде царит английский - язык бизнеса, компьютеров, эстрады, литературы, образования… Родители начнут задумываться: а зачем нам русский, он же не пригодится. А власти скажут: а сделаем его тогда факультативом, пусть его изучают добровольно… Так, дескать, будет справедливо.

- Вы, как русский, обидитесь? - спрашивает меня политик.

- Еще как! - соглашаюсь я, морщась от нереальности ситуации…

Припоминая, правда, что сейчас с помощью прокуратуры и волеизъявления родителей обязательные уроки национального языка убирают из школ Коми. Что на очереди и другие республики, например Мордовия...

И что как все-таки хорошо, что моему русскому языку вот такая несчастная судьба не грозит. Как минимум очень долго.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Слишком острый язык

Дмитрий СТЕШИН

В свое время Борис Ельцин родил гениальную фразу-приказ «Берите суверенитета, сколько сможете проглотить!». Этой фразой удалось потушить нарождавшуюся гражданскую войну и более-менее бескровно разобрать конструкцию под названием СССР, удержав тех, кому некуда было отбегать, - Якутию, Татарстан, Башкирию и так далее.

Но «сколько сможете» это не значит «по справедливости» или «по совести». В 90-х на это по негласному договору закрыли глаза, а в середине 2000-х перекосы в национальной политике квазиреспублик начали вылезать.

Первой проявилась Якутия. Я ездил туда в командировку в 2007 году. Писал, что в республике одинаковое число русских и якутов - по 400 тысяч, - но почти 90% госдолжностей занимают якуты. Почти все бесплатные бюджетные места в вузах отданы якутам… Деньги «на культурку» все больше идут на народный эпос «олонхо» и установку сэргэ - ритуальных столбов. А где-то по вельможным кабинетам уже начали поговаривать о Великом Туране от Якутии до Стамбула. Именно так всегда кончаются подобные перекосы в национальной политике…

Якуты на мой материал тогда обиделись - почти три года подавали иски в разные инстанции, пытались обвинить в «разжигании национальной розни». Причем этим занимались не городские и сельские сутяжники, нет, это была кампания, люди, составлявшие иски и следившие за их прохождением по инстанциям, получали за эту работу деньги...

А я всего лишь хотел справедливости в нашей коммуналке. Если русские, крупнейший этнос в стране, поступились частью своих исключительных прав и привилегий, вправе ли они требовать подобного от остальных?

Сегодня я открыл сайт правительства Татарстана и обнаружил, что из 30 министров этой республики только четверо - русские, на полуанекдотических таких должностях типа спортивно-молодежных комитетов. Хотя национальные пропорции в Татарстане те же самые - примерно 50/50.

Это уже признак строительства развитого национализма или еще нет?

В руководстве МВД республики это «золотое сечение» как-то смогли соблюсти, видимо, потому, что Москва следит за формированием аппарата. В Госсоветереспублики тоже более близкие к реалиям пропорции: из сотни депутатов 60 - татары. Остальные - русские, поволжские немцы... Видимо, потому, что местный депутат - он мало что решает, должность не такая хлебная, как у министра...

А «золотого сечения» нужно придерживаться везде, потому что это справедливость, в которой сокрыт мир. Иначе можно легко довести зажиточную республику до уровня некоторых наших солнечных регионов, где ни русских, ни мира не осталось, только национальные кланы, с хрустом пилящие дотации от матушки-России.

Язык вообще-то лишь лакмусовая бумажка, один из тестов на тему, в какую сторону все движется. Посмотрим, что он покажет.

Источник:

Категория: Федеральные законы | Добавил: Справедливая (11.11.2017)
Просмотров: 32 | Теги: #федеральные законы, #нацвопрос, #Образование, #Татарстан, #добровольность изучения татарского, #Школа | Рейтинг: 5.0/1

Похожие материалы

во исполнение федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" мы предупреждаем о том, что на сайте может быть информация
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ
не предназначенная для лиц возрастом менее 18 лет!

ЭТО МЫ !!!

Форма входа

Календарь

Поиск по меткам

Поиск

Архив новостей



Статистика

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Вверх http://www.ligainternet.ru/hotline//5000/abuse.png
Союз Интернет Сообществ и Групп Независимых Родителей. ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО «РОДИТЕЛИ ПЯТИГОРЬЯ» ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО "ИЗЪЯТИЯ_ДЕТЕЙ/РЕЕСТР_ЖЕРТВ_ЮЮ" ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО "КОМИТЕТ ОБЕСПОКОЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ" ИНТЕРНЕТ СООБЩЕСТВО "ЗАЩИТИМ НАШИХ ДЕТЕЙ" ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО "МОЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ДОМ" Интернет Сообщество «ПИСЬМА САМООБОРОНЫ» ИНТЕРНЕТ СООБЩЕСТВО «КОМПЕТЕНТНЫЕ ПАПАШИ!» РОДИТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРНЕТ - КОМИТЕТ НЕЗАВИСИМЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Tweet Нравится